"ЭРА ПРАВА"
юридический портал

Особенности правовой защиты товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих обозначений

(исключительные права и порядок определения схожести до степени смешения)


Важнейшим элементом, информирующем о происхождении товара, его потребительских свойствах, а косвенно, и качестве изготовления данного товара, является маркировка. При этом кроме технической информации, на товар может быть нанесен и некий знак (наименование, эмблема, стилизованная аббревиатура и пр.) фирмы-производителя. Это и есть "коммерческое обозначение", а в некоторых случаях - "товарный знак".

Чем отличаются данные понятия, но главное, какие правовые вопросы возникают вследствие использования указанных средств индивидуализации (средств, ставящих цель выделиться из общей массы других производителей, поставщиков, исполнителей и пр.) пойдет речь в данной статье. При этом следует сразу оговориться, что все положения законодательства, касающиеся "товарного знака" в равной степени справедливы и для "знака обслуживания", который является его полным аналогом, но применяется в качестве средства индивидуализации организации или предпринимателя, осуществляющих выполнение работ или оказание услуг.

Согласно, вступившей в силу 1 января 2008 года Главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) под термином "коммерческое обозначение" (статья 1538 ГК) подразумевается свой собственный, выдуманный знак, применяемый производителем при маркировке своего товара и в прочих обозначениях своего бизнеса (на упаковочной таре, в рекламе, на сайте и пр.). Использование данного знака в качестве средства индивидуализации производителя товаров или собственно произведенных товаров законодательством допускается, при этом, государственная регистрация, а также получение свидетельства на такой знак не требуется.

Совершенно другими свойствами в вопросах правовой защиты обладает "товарный знак". По сути "товарный знак" является "коммерческим обозначением" товара или предприятия, однако этот знак прошел сложную процедуру государственной регистрации, а его правообладатель вместе с государственным свидетельством получил исключительное право на использование такого знака. При этом под исключительным правом подразумевается предоставление правообладателю полной свободы коммерческого использования "товарного знака", а также его продажу, уступку, залог и пр. Однако главное, правообладателю гарантируется государственная защита его прав в случае неправомочного использования данного знака или знака, схожего с ним до степени смешения, посторонними лицами или организациями в отношении однородных товаров и услуг. Это означает, что у собственника "товарного знака" возникает преимущественное право в отношении незарегистрированных знаков, или знаков зарегистрированных позже, при условии, что данные знаки при естественных условиях похожи друг на друга и используются для коммерческого продвижения однородных товаров или услуг. Причем меры ответственности за неправомочное использование чужого оригинального "товарного знака" и знака, похожего на чужой до степени их смешения одинаковые.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что использование "коммерческого обозначения" будет правомочно до тех пор, пока собственник другого, но схожего с ним знака, не получит свидетельство на "товарный знак", даже если регистрация данного "товарного знака" состоялась по прошествии многих лет с начала использования похожего "коммерческого обозначения". Учитывая, что данный вывод подтверждается судебной практикой, здесь может быть только одна рекомендация, а именно, с целью избежания возможных правовых коллизий, своевременно регистрировать "коммерческие обозначения" в качестве "товарных знаков".

Однако даже в случае наличия свидетельства на "товарный знак" бизнесмен может столкнуть с неожиданными проблемами. В первую очередь это связано с тем, что государственный регистратор не несет ответственности за качество проверки регистрируемого знака на предмет схожести с "товарными знаками" зарегистрированными им ранее, хотя и обладает правом отказать в регистрации по данному основанию (статья 1483 ГК). Поэтому, как минимум, прежде чем, подавать заявку на регистрацию "товарного знака" целесообразно самостоятельно убедиться в отсутствии в государственном реестре схожих знаков.

Как уже было указано, основными критериями определения правомочности использования того или иного средства индивидуализации являются дата подачи заявки на государственно регистрацию, а также схожесть знаков до степени их смешения. И если в отношении даты регистрации вопросов не возникает, в отношении термина "схожесть до степени смешения" необходимы разъяснения. Тем более что данный термин законодателем не раскрывается.

Действительно, исходя из сущности "товарного знака" допускающего его выражение символами, словами, знаками, обозначениями, графическим изображением и даже трехмерным объектом дать четкие критерии определения схожести невозможно. Поэтому при оспаривании права на "товарный знак" судами привлекаются соответствующие экспертные организации. При этом следует учитывать, что кроме компенсаций и штрафов, связанных с неправомерным использованием "товарного знака" обязанность оплаты услуг данных организаций судом всегда присуждается проигравшей в споре стороне.

Следует обратить внимание, на то, что все указанные выше особенности оспаривания права касались обычных "товарных знаков". Однако согласно статья 1508 ГК определена и другая категория привилегированных знаков, а именно "общеизвестные товарные знаки". И как следует из пункта 3 указанной статьи, правовая охрана "общеизвестного товарного знака" распространяется не только в отношении однородных товаров, но и на любые другие товары с нанесенным на них похожим "товарным знаком" или "коммерческим обозначением".

В завершении статьи отметим, что для информирования о своем исключительном праве (статья 1485 ГК), правообладатель может, но не обязан рядом со своим "товарным знаком" помещать, так называемый "знак охраны" (латинская буква "R", или другие установленные законодательством обозначения). При этом использование "знака охраны" в отношении незарегистрированных знаков и обозначений преследуется по закону (пункт 5 статьи 1515 ГК), так как может быть классифицировано как действие, вводящее в заблуждение потребителей или других участников рынка.

Статья подготовлена коллективом
юридического портала "Эра права"


предыдущая    следующая

Обзоры и публикации по теме:


 

Карта сайта

Юридический портал "Эра Права" создан в 2011 году