(Условия заключения и правила регистрации договора франшизы, порядок прекращения франчайзинга)
Многие мечтают открыть свой бизнес. Но препятствием к осуществлению мечты часто является отсутствие опыта, необходимых знаний и, как следствие, нерешительность и неуверенность в своих силах. Выходом может стать покупка франшизы — права пользования известного товарного знака (бренда) и другими объектами интеллектуальной собственности. Кроме этого пользователь (франчайзи) получает всестороннюю поддержку правообладателя (франчайзера), начиная от консультаций по выбору помещения и заканчивая техническим содействием. Франчайзер при этом не теряет, а делится правом на использование объектов интеллектуальной собственности.
Отношения сторон по заключенному предпринимателями (коммерческими организациями или гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя) договору регулируются главой 54 ГК РФ о коммерческой концессии. На них также распространяются положения части IV ГК РФ о лицензионном договоре, если это не противоречит специальным правилам и существу соглашения.
Существенные условия
Согласно статье 1027 ГК РФ договор должен содержать следующие условия.
1. Состав и объем передаваемых исключительных прав, куда обязательно входит право на товарный знак, и, по усмотрению сторон, любой из объектов, интеллектуальной собственности (коммерческое обозначение, секрет производства, компьютерная программа и так далее).
2. Сфера предпринимательской деятельности франчайзи (продажа, услуги).
3. Размер вознаграждения. Способы выплаты вознаграждения установлены статьей 1030 ГК РФ. Это паушальный взнос, который выплачивается единовременно, роялти — периодические платежи или выплата вознаграждения в виде процентов от выручки.
Если эти условия не согласовать, при возникновении разногласий между сторонами суд признает договор незаключенным, как это произошло в деле, рассмотренном ФАС Московского округа (постановление от 22.01.2013 № Ф05-14783/2012 по делу № А40-105978/11-134-333). При этом объекты, на которые передаются права, должны быть указаны (реквизиты свидетельства) или описаны (название, назначение и т. д.) максимально точно. Также необходимо указать сферу использования объектов. В частности, для товарных знаков – по классам Международной классификации товаров и услуг.
Следует знать, что передать права можно не на все объекты. Запрет установлен на передачу прав на фирменное наименование и наименование места происхождения товаров.
Диспозитивные условия
Стороны могут обговорить способы использования объектов, срок пользования исключительными правами, указать территорию, на которой возможно такое использование. Отдельно стоит согласовать и перечень сопутствующих услуг: темы консультаций, периодичность обучения персонала, виды технической помощи и так далее.
Обязанности сторон
В обязанности франчайзера входят (статья 1031 ГК РФ):
В свою очередь франчази должен (статья 1032 ГК РФ):
За исключением обязанности франчайзера по передаче документации для ведения бизнеса, все остальные условия стороны вправе моделировать по своему усмотрению в зависимости от характера и особенностей предприятия.
Ограничение конкуренции
Характерной особенностью франчайзинга является право сторон установить условия, ограничивающие конкуренцию (статья 1033 ГК РФ). Например, запрет франчайзеру конкурировать на закрепленной за франчайзи территорией в отношении общего бизнеса, или запрет франчази вести параллельный бизнес по продаже схожих товаров самостоятельно или по другой франшизе на «своей» территории.
В остальные виды договоров недопустимо включать подобные ограничения в силу Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но и в договоре коммерческой концессии они не должны нарушать баланс прав и интересов сторон. Иначе антимонопольная служба может признать их недействительными.
Ответственность сторон договора по обязательствам контрагента перед третьими лицами
По соглашению сторон франчайзи может заключать субконцессионный договор (статья 1029 ГК РФ). Если субконцессионер причинил вред правообладателю (например, вышел за пределы дозволенного использования объекта), за такие действия франчайзи несет дополнительную ответственность. Впрочем, стороны концессионного соглашения могут изменить это правило.
Со своей стороны правообладатель отвечает перед потребителями за качество проданного франчайзи товара (оказанных услуг, выполненных работ) субсидиарно. Если под брендом франчайзера пользователь не только продает, но и изготавливает товары, франчайзер отвечает наравне с франчази.
Государственная регистрация
После подписания договор направляется на регистрацию в Роспатент (статья 1028 ГК РФ). Причем регистрируется на сам документ, а факт предоставления права пользования товарным знаком и других зарегистрированных объектов, которое в отсутствие регистрации считается несостоявшимся.
Наибольшее количество дел связано с тем, что передаваемое право не регистрируется в силу тех или иных причин. Надо сказать, судебная практика по вопросу о том, какие последствия влечет несостоявшаяся передача права, весьма неоднозначна. Иногда суды признают их недействительными (решение Арбитражного суда г. Севастополя от 24.04.2017 по делу № А84-4015/2016), иногда незаключенными (решение Арбитражного суда Самарской области от 10.10.2016 по делу № А55-11436/2016). При таком исходе суд может взыскать как неосновательно обогащение деньги, которые пользователь уплатил правообладателю (решение Арбитражного суда г. Москвы от 08.07.2016 по делу № А40-250168/2015).
Иногда суды отказывают и в том, и в другом со ссылкой на то, что отсутствие регистрации не влияет на действительность договорных отношений между сторонами в силу статьи 1232 ГК РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2016 № 15АП-15609/201, 15АП-16690/2016) и не говорит о том, что договор не заключен (решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2016 по делу № А56-46436/2016). При таком исходе дела вернуть уплаченные деньги не получится.
Несмотря на то, что обязанность по регистрации лежит на франчайзере (статья 1031 ГК РФ), в Роспатенте принимают документы и от франчайзи (Рекомендации по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (утверждены приказом Роспатента от 29.12.2009 № 186). Кроме того, франчайзи может потребовать зарегистрировать переход права через суд, а вместе с тем и возмещения убытков, причиненных уклонением франчайзера от выполнения своих обязанностей (статья 165 ГК РФ). Поэтому направление пользователем иска в суд о признании незарегистрированного договора недействительным или незаключенным может не принести ожидаемых результатов.
Прекращение договора
Примерные правила о прекращении договора установлены статьей 1037 ГК РФ. При бессрочном договоре любая из сторон может отказаться от него не ранее, чем за шесть месяцев уведомив о своем решении партнера.
Если в договоре установлен срок его действия, любая из сторон может отказаться от него не позднее, чем через месяц после направления уведомления с выплатой отступного. Если же договор исполнялся до окончания срока его действия, добросовестный франчайзи имеет преимущественное право на заключение нового договора (статья 1035 ГК РФ). При отказе от возобновления правоотношений франчайзер не может заключать на установленной территории договор с другими пользователями в течение года.
Франчайзер может отказаться от договора после существенного нарушения его условий со стороны франчайзи. Например, условия о качестве изготавливаемого пользователем товара или о сроке внесения оплаты.
Стороны могут изменять условия расторжения по своему усмотрению (за исключением правила о необоснованном отказе от срочного договора). Они могут расширить перечень нарушений. К примеру, установить право отказа на случай, если франчайзи превысит пределы допустимого использования товарного знака или начнет вести конкурирующую деятельность. Или согласовать перечень обстоятельств, при которых франчайзи имеет право на отказ.
Расторжение договора регистрируется в двух случаях:
Заключение
Обычно франчайзер устанавливает одинаковые условия для всех франчайзи. При этом договор составляется так, как выгоднее франчайзеру. Поэтому перед заключением необходимо внимательно изучить каждое условие договора на предмет законности и защищенности интересов будущего франчайзи.
Кроме того, существует риск, что договор окажется не франчайзингом, а возмездным оказанием услуг, поставкой или лицензионным договором. Условия этих видов договоров содержатся в коммерческой концессии. Суд может переквалифицировать договор, если выяснится, что право на товарный знак не передано или что франчайзер на самом деле таковым не является, а также в других случаях (определение ВАС РФ от 08.04.2013 № ВАС-3422/2013 по делу № № А51-4947/2012). Такие тонкости может разглядеть только опытный юрист, хорошо понимающий сущность этого сложного договора. Он же поможет в случае нарушения прав франчайзи вернуть уплаченные деньги и возместить убытки.
Анна Полетаева
Статья подготовлена специально для
юридического портала "Эра права"
8 декабря 2017 года
Обзоры и публикации по теме:
Юридический портал "Эра Права" создан в 2011 году