"ЭРА ПРАВА"
юридический портал

Защита исключительного права на коммерческие oбoзначения и товарные знаки

(Ответственность за неправомерное использование товарного или коммерческого знака, запрет на использование знаков и обозначений, похожих на знаки и обозначения конкурентов)


Товарный знак и коммерческое обозначение служат средством индивидуализации производимых товаров, позволяют покупателю идентифицировать помеченный товар с конкретным производителем и вызывают определенное представление о продукции. Глава 76 ГК РФ регулирует правоотношения по поводу средств индивидуализации брендов в гражданском обороте. В силу статьи 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Маркировка без согласия правообладателя является незаконной и влечет ответственность вплоть до уголовной.


Коммерческое обозначение

Закон не дает четкого понятия, что такое коммерческое обозначение, но устанавливает ряд признаков, которым оно должно удовлетворять, чтобы иметь защиту (статья 1539 ГК РФ):

Обозначение можно использовать любым образом в ходе коммерческой деятельности: на вывесках, для рекламы, при составлении любых документов, в интернете, при продаже товаров и т. д.

Коммерческое обозначение, в отличие от других средств индивидуализации, может защищаться бессрочно с момента начала его использования. Главное — не делать в его использовании перерыв год и больше.

Обозначение имеет приоритет над зарегистрированными брендами, если компания начала его использовать раньше фирменного наименования, товарного знака или знака обслуживания, доменного имени другой организации. Это значит, что можно запретить использовать аналогичный товарный знак, доменное имя или фирменное наименование, если они были зарегистрированы позже, чем компания начала применять коммерческое обозначение (пункт 8 статья 1483 ГК РФ). Равно и наоборот: владелец знака вправе ссылаться на давность его использования (статья 1252 ГК РФ).

Заинтересованное лицо может направить возражения во время проведения экспертизы Роспатентом при подаче заявки на регистрацию знака или об аннулировании знака уже после того, как товарный знак был зарегистрирован (статья 1493, статья 1483 ГК РФ), либо обратиться в суд.

Истец, защищающий право на обозначение, должен доказать следующие факты (Постановление СИП № С01-850/2014 от 1.10.2014 по делу № А40-146738/2013):

В качестве доказательств более раннего использования своего обозначения можно представить, например (постановление СИП от 16.04.2014 по делу № СИП-202/2013):

По сравнению с другими средствами индивидуализации коммерческое обозначение имеет свои минусы. Во-первых, владелец обозначения не может претендовать на компенсацию за нарушение его права. Во-вторых, сложно доказать приоритет и срок использования обозначения в суде.


Товарный знак

В отличие от коммерческого обозначения товарный знак (знак обслуживания) подлежит государственной регистрации (статья 1480 ГК РФ). Он может иметь любой вид, форму или цвет (статья 1482 ГК РФ) и эксплуатироваться такими же способами, как коммерческое обозначение (статья 1484 ГК РФ).

Споры в отношении знаков обычно возникают в связи с отказом Роспатента в регистрации (статья 1483 ГК РФ) или незаконным использованием знака.


Запрет вводить потребителя в заблуждение

Нельзя зарегистрировать ложные знаки, которые могут ввести в заблуждение потребителя по поводу товара либо его изготовителя. Даже если вводит в заблуждение хотя бы один элемент обозначения.

СИП рассмотрел дело об отказе в регистрации знака на винную продукцию, отправив его на пересмотр. Под таким же названием, но написанным другими буквами и расположенным иным образом продавалась эксклюзивные американские вина. Они ввозились в Россию всего один раз в количестве менее 10 бутылок. Тем не менее, экспертиза посчитала американский бренд известным в России.

В итоге суды расценили заявление на регистрацию как недобросовестную конкуренцию, потому что, по мнению судей, заявитель пытался получить необоснованные преимущества за счет уже существующего бренда элитного вина с целью воспрепятствования его дальнейшего введения в гражданский оборот на территории РФ. И это несмотря на то, что заявитель уже получил охрану на такой международный товарный знак в ряде стран. К слову, производителю пришлось регистрировать сербский вариант названия вина (определение ВС РФ № 300-ЭС16-11861 от 30.09.2016 по делу № 720/2015).

В другом деле Роспатент не удовлетворил возражение пользователя коммерческим обозначением против предоставления правовой охраны аналогичному товарному знаку. Суд посчитал недоказанным факт, что покупатели могут заблуждаться относительно производителя товара. Представленные документы не помогли раскрыть объем производства товара и распространение его среди потребителей. В решении отмечено, что обозначение может быть принято за другое в результате ассоциации, в т. ч. с другой компанией, основанной на опыте потребителя. Таким образом, может создаваться искаженное представление о продукции, которое способно повлиять на решение потребителя (Решение СИП от 23.03.2017 по делу № СИП-682/2016).


Сходство брендов до степени смешения

Нельзя зарегистрировать и знак, сходный до степени смешения с другим знаком или коммерческим обозначением (пункты 6-10 статьи 1483 ГК РФ). Суды учитывают общее впечатление, которое обозначение производит в целом на среднего потребителя (Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом ВС РФ 23.09.2015).

При этом вероятность смешения имеется, если один товарный знак воспринимается за другой или если покупатель понимает, что речь идет о разных знаках, но полагает, что они принадлежат одному предприятию. Такая вероятность зависит от нескольких обстоятельств (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-25880/2017 от 27.06.2017 по делу № А40-183877/15):

1. от различительной способности знака с более ранним приоритетом;

2. от сходства противопоставляемых обозначений;

3. от оценки однородности обозначенных знаком товаров и услуг.

В определении ВС РФ № 307-ЭС16-881 от 27.06.2016 по делу № А56-62226/2014 отмечено, что для признания сходства брендов достаточно уже самой опасности, а не реального их смешения в глазах потребителя.


Ответственность за неправомерное нанесение товарного знака

Если суд установил, что на товаре или упаковке незаконно размещен знак либо сходное с оригиналом обозначение, он является контрафактными (статья 1515 ГК РФ). Правообладатель может потребовать:

При нарушении права на знак, компания может рассчитывать на возмещение убытков или выплату компенсации. Проще получить компенсацию, потому что в этом случае не нужно доказывать дополнительные обстоятельства (статья 1252 ГК РФ).

Как и в случае с коммерческим обозначением, владелец товарного знака может запретить использовать аналогичное доменное имя, если оно служит для реализации однородных товаров. Доменное имя, нарушающее исключительное право, подлежит удалению из базы данных доменных имен (определение ВС РФ № 304-ЭС16-17998 от 21.07.2017 по делу № А45-20577/20150).


Досрочное прекращение охраны товарного знака

Разработать и зарегистрировать уникальный знак становится все сложнее вследствие огромного количества защищаемых законом брендов. Если лицо желает зарегистрировать неуникальный знак, оно может потребовать вывода из-под охраны знака, которым правообладатель не пользовался в обороте 3 и более года (статья 1486 ГК РФ).

В суде истец должен доказать реальную заинтересованность в прекращении правовой охраны спорного знака (Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом ВС РФ 23.09.2015). При этом учитывается однородность производимых им товаров и оказываемых услуг товарам и услугам, для которых зарегистрирован товарный знак (решение СИП от 26.07.2017 по делу № СИП-90/2017).


Заключение

Маркируя товары, нужно оценивать, имеют ли покупатели представление о похожем обозначении, товаре и его производителе. Это поможет избежать ненужных конфликтов.

Споры в области интеллектуальной собственности достаточно сложны, и ни один не обходится без поддержки опытного юриста, представляющего интересы противников в суде.

Если владелец товарного знака подал иск в суд, зачастую ответчик может выиграть спор, сославшись на свое коммерческое обозначение. При этом любой стороне важно собрать максимально количество документов, подтверждающих время начала использования бренда. Кроме того, для усиления позиции может возникнуть необходимость получить результаты социологического исследования о степени известности товара с определенным обозначением (знаком).

Анна Полетаева
 
Статья подготовлена специально для
юридического портала "Эра права"


10 октября 2017 года
 


предыдущая    следующая

Обзоры и публикации по теме:


 

Карта сайта

Юридический портал "Эра Права" создан в 2011 году