(Отличия покупки товара в интернет-магазине или по каталогу от покупки в обычном магазине. Как бороться за свои права при дистанционном приобретении товара)
Торговля по почте в России возникла еще в середине XIX столетия. На сегодняшний день она широко распространена, особенно в сфере печатной продукции. Развитие средств коммуникаций привело к появлению интернет-магазинов. Покупка вещей через интернет также прочно вошла в жизнь многих современных людей. Такие покупки делать очень удобно: практически любую вещь можно приобрести не выходя из дома. Минус удаленных покупок в том, что товар можно увидеть только на картинке, поэтому его невозможно потрогать руками и проверить, как он работает.
В отличие от вещей, работы или услуги нельзя заказать удаленно, если они не относятся непосредственно к товару (например, услуги по доставке и/или работы по сборке товара). В то же время навязывать сопутствующие работы или услуги, как и товары, не указанные в первоначальном предложении продажи, недопустимо.
Наравне с покупателями магазинов, покупатели, предпочитающие дистанционный способ покупок, надежно защищены законом Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о правах потребителей). Кроме того, дистанционная торговля регулируется:
Отличие дистанционной торговли от продажи по образцам
Вещи, приобретаемые по каталогам, рекламным объявлениям, размещенным в СМИ, буклетах и т.д., посредством сети интернет или иным удаленным способом, доставляются по почте, курьером или самим продавцом. Некоторые продавцы рассылают каталоги с предложениями потенциальным клиентам или выдают их в торговых помещениях (например, Ikea). В таких случаях торговое помещение одновременно является демонстрационным залом, в котором представлены образцы товаров.
Удаленная торговля и продажа по образцам отличаются способом ознакомления с характеристиками и внешним видом товара. Если договор заключается по результату осмотра образца товара, выставленным в месте торговли, происходит продажа товара по образцам.
Согласно Конвенции при совершении удаленной сделки обе стороны не встречаются друг с другом. Дистанционные покупки предполагают выбор товара по описанию и невозможность для покупателя лично ознакомиться с ним или его образцом: потребитель не видит саму вещь до момента ее получения (статья 497 ГК РФ, статья 26.1 Закона о правах потребителей, п.2 Правил). Поэтому, в частности, покупки через автомат не относятся к дистанционным (п.6 Правил).
Ленинский районный суд г. Воронежа рассмотрел спор, в котором поднимался вопрос о разграничении способов торговли по образцам и дистанционной продажи. Суд подтвердил, что основное отличие продажи товаров дистанционным способом от продажи товаров по образцам заключается в возможности непосредственного ознакомления с образцом товара при заключении договора купли-продажи по образцу.
Покупки, сделанные с использованием средств удаленной связи, оплачиваются в форме электронных или безналичных расчетов (п.43 Постановления №17). Если товар доставлен курьером и оплачивается наличными, такой способ покупки остается дистанционным.
Информация о товаре
Делая удаленные покупки, очень важно получить полную информацию о желаемой вещи, чтобы избежать разочарования и возможных разногласий с продавцом. Этому праву покупателя коррелирует обязанность продавца предоставлять информацию в доступной форме и объеме, указанном в пунктах 8-9 Правил. Так, еще до заключения договора потребителю надлежит узнать адрес для возврата товара, свойства приобретаемой вещи, цену, порядок и условия возврата и т.д.
Эти же и другие дополнительные сведения (например, об условиях и правилах эксплуатации вещи) предоставляются в письменной форме на русском языке непосредственно в момент доставки.
При отсутствии информации о товаре, а также при указании ее на иностранном языке, покупатель может требовать возмещения убытков (статья 12 Закона о правах потребителей):
Если при продаже, допустим, электроники покупателю не предоставлена инструкция по эксплуатации на русском языке, он имеет право потребовать ее предоставления. При получении отказа потребитель может отказаться от договора.
Кроме того, продавец, не предоставивший информацию, несет ответственность не только за продажу некачественной вещи, но и за недостатки, возникшие после передачи потребителю товара вследствие недостатка у него такой информации.
Заключение договора
Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара (кассового или товарного чека либо иного документа).
Но чаще всего договор заключается в момент получения продавцом сообщения покупателя о намерении приобрести товар на условиях, предложенных продавцом (Обзор судебной практики по гражданским делам Президиума Нижегородского областного суда за 2 полугодие 2013 от 29.01.2014, Постановление № 44г-107/2013). Как правило, все необходимые для совершения сделки условия, такие, как название, характеристики и цена товара, указаны на сайте. Поэтому при оформлении заказа происходит заключение договора. При этом сам договор может быть подписан при доставке товара.
Обязанности продавца, в том числе, обязанность передать товар, возникают с момента изъявления желания покупателя заключить договор. Поэтому после того, как продавец подтвердил заказ, условия договора не могут изменяться (например, о цене или условия приобретения).
Доставка товара
Продавец обязан предложить услуги по доставке купленной вещи (п.3 Правил). Если покупатель забирает товар самостоятельно, купля-продажа все равно считается дистанционной (решение Мирового судьи судебного участка №26 района «Царицыно» ЮАО г. Москвы от 03.08.2016 по делу № 2-175/16).
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные соглашением сторон. Покупка доставляется в то место, которое указал потребитель или в место его жительства.
Если сроки доставки не определены по каким-либо причинам, покупка должна быть доставлена в разумный срок. Если после истечения разумного срока, который в каждом случае определяется индивидуально, покупатель так и не дождался товара, он должен предъявить организации требование о доставке. После этого у продавца есть семь дней, чтобы его исполнить.
За нарушение срока доставки заранее оплаченного товара продавец несет ответственность, предусмотренную законом (статья 23.1 Закона о правах потребителей). Например, покупатель может потребовать возврата уплаченной суммы.
Если доставленный в срок товар не был получен по вине покупателя, он должен повторно оплатить услуги по доставке.
При получении покупки необходимо проверить соответствие доставленного товара заказанному, отсутствие повреждений, комплектность, наличие принадлежностей и прилагающейся документации к товару. После того, как покупатель убедится, что все в порядке, он может подписывать передаточный акт.
Возврат качественного товара
Приобретение товара удаленным способом не всегда приносит удовлетворение покупкой в связи тем, что он может оказаться не подходящего размера, комплектности и т.п.
Вернуть деньги за ненужный товар можно, если сохранен его товарный вид, потребительские свойства и есть доказательства покупки (чек, банковская выписка, накладная, передаточный акт или другие подтверждения). При этом товар мог быть какое-то время в эксплуатации. Но товарный вид должен быть сохранен полностью.
В законе имеется пробел, касающийся вопроса о том, что считать товарным видом покупки, и судебная практика не во случаях его восполняет по причине разрозненности позиций судов. Так, поврежденная упаковка расценивается некоторыми судами как утрата товарного вида самого товара, несмотря на то, что упаковка может быть предназначена только для обеспечения сохранности при перевозки вещи и не иметь никаких индивидуальных особенностей (решение Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга № 2-6675/2014 2-836/2015 2-836/2015(2-6675/2014;)~М-6441/2014 М-6441/2014 от 17.02.2015).
Другие суды встают на сторону потребителя и не ставят знак равенства между упаковкой и товаром (апелляционное определение Пензенского областного суда № 33-3745/2016 от 18.10.2016 по делу № 33-3745/2016).
Если письменно не была предоставлена информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. При наличии же всей необходимой информации отказаться от покупки надлежащего качества можно в течение семи дней (статья 26.1 Закона о правах потребителей).
Если качественная вещь может быть использована только купившим ее приобретателем и никем другим, он не имеет права отказать от нее (например, двери по размерам, указанным потребителем).
Товар с недостатками
Риск купить вещь, имеющую недостатки, по почте или через интернет несколько выше, чем при покупке в магазине. Оказавшись в такой ситуации, покупатель наделен теми же правами, что и при совершении покупки в магазине (статья 18 Закона о правах потребителей). При этом нужно помнить, что правила в отношении технически сложных товаров, среди которых автомобили, видеокамеры, мобильные телефоны, крупная бытовая техника (Постановление Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 "Об утверждении перечня технически сложных товаров"), немного отличаются.
Продавец отвечает за недостатки товара, возникшие до его передачи покупателю, в пределах установленного гарантийного срока. Если срок не установлен, потребитель может обратиться с претензией к продавцу в течение двух лет со дня покупки.
Бывает, что некачественный товар некоторое время лежит у покупателя. Когда у него «дойдут руки» обратиться к продавцу, продавец возражает, что гарантийный срок, установленный самим продавцом, истек, и рекомендует обращаться к изготовителю, если им установлен более длительный срок. Такие заявления неправомерны. Во-первых, закон дает право продавцу установить на товар гарантийный срок, только если он не установлен изготовителем. Во-вторых, информация о гарантийном сроке должна быть предоставлена покупателю до совершения сделки. В противном случае покупатель вправе предъявить свои требования в течение двух лет.
Возврат денег за товар
При отказе от товара уплаченные покупателем деньги должны быть возвращены в полном объеме в течение десяти дней с момента предъявления требования о возврате. Удерживать часть денежных средств продавец не имеет права (Решение № 2-3625/2015 2-3625/2015~М-3281/2015 М-3281/2015 от 27.11.2015 по делу № 2-3625/2015 Фрунзенского районного суда г. Иваново).
Возврат уплаченной покупателем денежной суммы допускается путем почтового перевода, перечисления соответствующей суммы на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем (п.34 Правил). Причем отсутствие перевода в связи с не предоставлением банковских реквизитов покупателя не является оправданием. Это подтверждается судебной практикой. В одном из дел покупатель оплатил товар платежным поручением через банк. Продавец не вернул деньги, сославшись на отсутствие реквизитов. Суд указал, что ответчик в соответствии со статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», пунктами 4.5-4.7 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П мог не только запросить у самого истца реквизиты для перечисления возврата денег, но и получить экземпляр платежного ордера на бумажном носителе, соответствующее извещение о зачислении денежных средств на банковский счет с указанием реквизитов исполненного распоряжения, получить экземпляр исполненного распоряжения на бумажном носителе. Суд также обратил внимание, что в исковом заявлении указан адрес места жительства истца, и ответчик мог направить сумму почтовым переводом или внести ее в соответствии с ч. 1 ст. 327 ГК РФ в депозит нотариуса (Решение Корсаковского городского суда Сахалинской области № 2-601/2016 от 7.06.2016 по делу № 2-601/2016).
Защита прав потребителя
Роспотребнадзор регулярно выявляет такие нарушения, как не предоставление полной и достоверной информации:
Поэтому перед покупкой надо изучить всю информацию о продавце, товаре и условиях продажи. Так, если неизвестен адрес организации, лучше не совершать покупку, потому что потом некуда будет обратиться с претензией.
Если нарушены права потребителя, не нужно сразу бежать в суд. Сначала рекомендуется попробовать договориться. Например, если после вскрытия упаковки выяснилось, что товар не подошел, можно обменять его на другой, но без коробки, или согласиться на возврат меньшей суммы, чем цена покупки. Однако следует быть осмотрительным, и если переговоры затягиваются, а сроки обращения в суд истекают, то целесообразно проконсультироваться с юристом.
После начала переговоров стоит направить претензию с определенным требованием (о замене товара, отказе от него или иного) в адрес продавца. Если договориться не получится, направленная вовремя претензия даст возможность взыскать законную неустойку.
Анна Полетаева
Статья подготовлена специально для
юридического портала "Эра права"
10 января 2017 года
Обзоры и публикации по теме:
Юридический портал "Эра Права" создан в 2011 году